Участники и руководители движения под названием «Священная борьба» планировали осуществить террористические действия и действия, направленные на захват власти в Армении
В. Г., в течение нескольких месяцев не сумев реализовать инициированное и возглавляемое им движение под названием «Священная борьба» способами, разрешенными Конституцией Республики Армения, для достижения поставленной им перед движением цели прихода к власти в Республике Армения, начиная с ноября 2024 года была поставлена цель реализовать ее способом, не разрешенным Конституцией РА, и для достижения этой цели по предварительному сговору с рядом участников движения в составе группы приобрел средства и инструменты, необходимые для совершения теракта и захвата власти, а также намеренно создал другие условия, таким образом осуществив подготовку к захвату власти.
Tак в летние месяцы 2024 года В. Г. сформировал движение под названием «Священная борьба» и в течение нескольких месяцев организовывал и проводил собрания и шествия с целью обсуждения различных вопросов, касающихся внутренней и внешней политики Республики Армения, выражения несогласия сторонников движения с позицией Правительства Республики Армения по ним, приобретения таким образом единомышленников и, как следствие, вступления в законодательную и исполнительную власть Республики Армения. В течение нескольких месяцев осуществления движения, не сумев реализовать цели, поставленные перед движением этим способом, и прекращения общественные мероприятия политического характера, В. Г., осознавая, что в соответствии со статьей 2 Конституции Республики Армения власть в Республике Армения принадлежит народу, и народ осуществляет свою власть посредством свободных выборов, референдумов, а также предусмотренных Конституцией государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, а присвоение власти какой - либо организацией или отдельным лицом является преступлением, а также зная, что возможность выражать, распространять свои собственные подходы и таким образом приобретать сторонников может быть реализована путем реализации прав на свободу выражения мнений и свободу собраний, гарантированных Конституцией РА, и что Конституция Республики Армения как законный способ вступления во власть предусматривает всеобщие, равные и свободные выборы, на встречах с участниками и единомышленниками движения под названием «Священная борьба» он категорически исключил способ подготовки к выборам, участия в них и принятия власти таким образом и проинформировал об изменении методологии деятельности движения, а именно об исключении методов убеждения и пропаганды, деятельности движения и ее конечной цели не по логике собраний, а путем скоординированных насильственных действий малочисленных ударных групп в подходящий момент.
В результате регулярных обсуждений В. Г., М. Ш., А. Ш., Т. П., Л. М., А. А., И. С., А. Р., А. К., А. И., А. А., М. М., Д. Г. и другие члены преступной группы решили сформировать до 25 человек, имеющих военную подготовку, в основном из бывших военных и полицейских от 200 до 250 ударных групп, ставящих перед каждой из них конкретную задачу, которую необходимо выполнить, что последние должны выполнить любой ценой, не зная о задаче, выполняемой другими группами, и о процессе ее выполнения, и не присоединяясь к другим группам, независимо от их действий.
Преступной группой было запланировано, что после формирования ударных групп и приобретения необходимых средств для выполнения предусмотренных задач, после призыва В. Г. собраться перед зданием правительства РА в определенное время для выражения недовольства по соответствующему поводу, ударные группы должны быть размещены в заранее определенных местах и ни в коем случае не должны присоединяться к даже небольшому митингу, который на самом деле проводится для отвлечения внимания властей. Члены преступной группы четко планировали, что что конечная цель, поставленная перед движением, должна быть достигнута не путем митинга его участниками, а путем проведения заранее назначенных ударных действий ударными группами в короткие сроки, в течение 24-36 часов, и создания неконтролируемой ситуации в населенных пунктах РА.
При этом руководители преступной группы для достижения своих преступных целей применяли приемы психологического и пропагандистского характера, «технологии», возлагая выполнение основных противоправных действий на «авантюристов».
С целью реализации своей преступной цели захвата власти в Республике Армения В. Г. и другие члены преступной группы планировали совершить террористический акт, а именно действия, сопряженные с угрозой лишения жизни гражданских лиц, причинением тяжкого или среднего вреда здоровью, причинением материального ущерба в крупных размерах и другими тяжелыми последствиями, в частности, инсценировка десятков автомобильных аварий на крупных и оживленных улицах, проспектах, обеспечивающих основное движение транспортных средств, а на самом деле для организации их преднамеренных столкновений, а также для парализации движения транспорта по всей республике путем повреждения или сжигания других транспортных средств, в том числе одновременного применения тысяч взрывчатых веществ, стрельбы из них по стенам зданий и сооружений, с использованием различных средств, в том числе повреждения кабелей питания для электроснабжения и интернет-связи, посредством повреждения и уничтожения другого оборудования, обеспечивающего их питание, с применением вышеуказанных провокационных мер осуществить массовые отключения электроэнергии и интернета, массовые отключения светофоров, регулирующих движение на перекрестках, таким же образом вывести из строя линии электропитания троллейбусов, путем сжигания уничтожить объекты общественного обслуживания, преследуя таким образом цель запугать население, вызвать неуправляемое состояние среди населения.
Члены преступной группы планировали параллельно предпринять меры по лишению государственных органов, ответственных за устранение сложившейся ситуации, возможности устранить возникшую ситуацию, в том числе препятствовать или исключить передвижение соответствующих сил полиции, блокировать различными способами выходы из мест дислокации внутренних войск полиции, препятствовать движению транспортных средств полиции, сайты правительства РА и других государственных ведомств, путем парализации систем электронного управления посредством хакерских атак, преследуя в результате цель дезорганизации деятельности органов публичной власти и принуждения лиц, принявших власть в РА в установленном Конституцией порядке, отказаться от нее.
Готовясь к совершению указанных преступных деяний, члены преступной группы, начиная с января в 2025 года, с помощью участников и сторонников движения уже завербовали более 1000 человек, для разделения крупных улиц и планирования действий приобрели карту города Еревана, с целью выведения из строя получили данные о расположении светофоров, разделителей электропроводки и сети Интернет, заказали и приобрели тысячи средств для организации взрывов и стрельбы, а также металлические заостренные детали, пригодные для повреждения шин транспортных средств и парализации движения транспорта - «звездочки», и продолжили действия, направленные на вербовку лиц, включенных в ударные группы, в то же время на встречах с руководителями заверив последних в том, что запланированные действия являются единственным способом добиться успеха и проинструктировав последних, в свою очередь, принять меры для повышения бдительности, готовности членов групп, укрепления воли выполнять данное поручение любой ценой.
В. Г. и другие члены преступной группы не смогли приступить к осуществлению вышеуказанных действий, составляющих объективную сторону преступлений, включенных в их умысел - завладения полномочиями Правительства и Национального собрания РА путем терроризма и захвата власти, не предусмотренными Конституцией РА, из-за раскрытия сотрудниками Службы национальной безопасности РА на этапе подготовки вышеуказанных действий.
В рамках уголовного производства, инициированного по данному факту, проводятся неотложные следственные и другие процессуальные действия.
Следственный комитет сообщает, что в рамках инициированного уголовного производства с использованием разрешенного Уголовно-процессуальным законом инструментария он предпримет необходимые меры для дачи уголовно-правовой оценки действиям всех участников преступной группы и применения к ним соразмерных мер процессуального принуждения, и призывает не поддаваться на провокации преступной группы и проявлять исключительно правоприменительное поведение.