Производство по уголовному делу, возбужденному по факту воспрепятствования адвокатом осуществлению правосудия и расследования, прекращено
В результате всестороннего и объективного расследования, проведенного по расследуемому следственным отделом административных районов Кентрон и Норк-Мараш следственного управления Следственного комитета Армении по городу Ереван уголовному делу, принято решение о прекращении производства по уголовному делу, возбужденному следователем ССС по части 2 статьи 332 (Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела) Уголовного кодекса РА и непривлечении адвоката Тиграна Айрапетяна к уголовному преследованию.
Следствием было установлено, что в рамках уголовного дела, расследуемого в производстве старшего следователя по особо важным делам Специальной следственной службы РА для проверки наличия психического расстройства у потерпевшего и правильного понимания подлежащих раскрытию обстоятельств, была назначена амбулаторная комиссионная судебно-психиатрическая экспертиза, очередное заседание по проведению которой было намечено на 21 мая 2015 года в психиатрическом центре “Норк”.
Согласно рапорту следователя ССС, адвокат, участвуя в заседании комиссии, “оскорбил экспертов, входящих в состав комиссии, задавая им провокационные вопросы, безосновательно обвиняя последних в предвзятости и иными умышленными действиями вступил в перепалку с членами комиссии, сорвал нормальную работу комиссии и в нарушение требования пункта 5 части 5 статьи 79 Уголовно-процессуального кодекса РА не подчинился законным указаниям следователя прекратить противоправное поведение, в результате чего заседание комиссии по проведению экспертизы в очередной раз не состоялось и было отсрочено: таковыми умышленными действиями адвокат вмешался в ее деятельность по производству всестороннего, полного и объективного расследования по делу”.
27 мая 2015 года Специальной следственной службой РА было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 332 Уголовного кодекса РА, которое при посредничестве Генпрокуратуры было направлено по подследственности в следственный отдел административных районов Кентрон и Норк-Мараш следственного управления Следственного комитета РА по городу Ереван.
Следователь следственного отдела административных районов Кентрон и Норк-Мараш принял дело к своему производству и предпринял необходимые следственные действия, направленные на обеспечение всестороннего, полного и объективного расследования. Были допрошены присутствующие на данном заседании члены комиссии, следователь ССС, потерпевший, в отношении которого была назначена экспертиза. На допрос был приглашен также адвокат, который, воспользовавшись своим правом, отказался от дачи показаний.
Рассматривая на основе совокупности добытых следствием доказательств действия адвоката в ходе проходившего в психиатрическом центре “Норк” заседания по проведению экспертизы в отношении потерпевшего, следователь следственного отдела административных районов Кентрон и Норк-Мараш пришел к заключению, что цель воспрепятствования адвокатом всестороннему, полному и объективному расследованию не подтвердилась.
Следствием установлено, что изначально председателем амбулаторной комиссии был назначен В. Бабаян, которому представитель потерпевшего, адвокат Тигран Айрапетян, объявил отвод и оспорил его объективность, констатировав, что он в свое время проводил в отношении потерпевшего экспертизу, следовательно, может быть скован из-за своей прежней позиции. Заявление адвоката об отводе было удовлетворено, и состав комиссии был изменен.
Очередное заседание комиссии по проведению судебно-психиатрической экспертизы было назначено на 21.05.2015г. в психиатрическом центре “Норк”. Адвокат явился на заседание с небольшим опозданием, а до его прихода члены Комиссии задали потерпевшему несколько вводных вопросов, связанных, в частности, с переломом его левой руки. Почти параллельно с входом адвоката в кабинет, один из членов комиссии заявил: “Я закончил, все ясно”.
Эти слова возмутили адвоката, который пожаловался на проведение экспертизы в его отсутствие, оспорил объективность экспертов и поинтересовался их связью с В. Бабаяном. Адвокат заявил, что потерпевший проходил принудительное лечение в Центре психического здоровья “Аван”, а сотрудники центра являются коллегами членов данной комиссии, посему комиссия не может вынести объективного заключения.
Добытые доказательства свидетельствуют о том, что в основе действий адвоката лежит не стремление сорвать проведение экспертизы и тем самым воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию дела, а защитить законные интересы человека, которого он представляет, и что его действия были вызваны внезапностью в связи с заявлением эксперта.
С учетом того, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса уголовное дело не может быть возбуждено и не может осуществляться уголовное преследование, а производство по уголовному делу подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления, что имеет место быть в данном случае, то есть, наличествует основание, исключающее уголовное производство, следователь административных районов Кентрон и Норк-Мараш вынес решение о прекращении производства по уголовному делу и неосуществлении уголовного преследования в отношении адвоката за отсутствием в его деянии состава преступления.
Примечание: Подозреваемый или обвиняемый в предполагаемом преступлении считается невиновным, пока его вина не доказана согласно судебному постановлению, вступившему в законную силу, в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РА.