Сотрудник банка в преступном сотрудничестве с пятью другими лицами путем мошенничества похитил из банка в общем около 458 млн. долларов США
В Главном управлении по расследованию особо важных дел Следственного комитета РА завершено предварительное следствие по части, выделенной из уголовного производства по факту злоупотребления своими служебными полномочиями, подделке документов, хищения сумм в особо крупных размерах путем схематического мошенничества из данного банка, отмывания денег лицом, занимающим должность руководителя внутреннего подразделения одного из действующих в Армении банков, по предварительному сговору с рядом граждан РА и других стран.
В частности, в результате крупномасштабных процессуальных и доказательных действий было обосновано, что К. Х., занимавший должность начальника Управления пластиковых карт одного из коммерческих банков, действующих в РА, в период с 2008 по 2018 гг., в ходе своей служебной деятельности в период с 2015 по 2018 год, используя свое служебное положение, по предварительному сговору с группой лиц, с иностранными или частными компаниями, действующими в Армении, составил несоответствующие действительности договоры о локализации, внедрении и настройке различных программных модулей ЗАО (банка), или гарантийном обслуживании оборудования, выполнении работ по продлению сроков этого обслуживания, которые были заключены между банком и этими компаниями.
Затем были составлены акты приема-передачи о якобы выполнении работ, предусмотренных договорами, на основании которых на счета этих компаний банком были переведены предусмотренные договорами суммы в особо крупных размерах, которые были похищены К. Х. и лицами, являющимися гражданами России, Чехии, представившимся от имени этих частных компаний, действовавшими в преступном сговоре с К. Х.
В частности, посредством договоров, заключенных с российской компанией "А…", из банка путем мошенничества была похищена сумма в особо крупных размерах – 420 000 долларов США, эквивалентных 204.391.185,6 драмам РА, и 333.250 долларов США, эквивалентных 160.489.445 драмам РА, посредством поддельных договоров, заключенных с зарегистрированной в Чехии компанией «Б... Е…».
А посредством поддельных договоров, заключенных с зарегистрированным в РА ООО «Л... Г...», из банка была похищена сумма в особо крупном размере – 93.225.370 драмов РА.
Договором были приобретены оборудования, в которых банк на самом деле не нуждался и которые никогда не использовались, а также по нескольким договорам, заключенным с банком, в результате преступного сговора между К. Х. и директором ООО «Л… Г...» ООО «Л. Г.» поставляло банку товары, которые приобрело у другой армянской компании по цене вдвое ниже суммы, предусмотренной договором, похитив увеличенную сумму.
Описанную преступную схему хищений К.Х. осуществил используя узкопрофессиональные навыки для обоснования необходимости приобретения указанных устройств и услуг, которыми не обладали лица, ответственные за закупки банка.
Также было использовано то обстоятельство, что в банке отсутствовали параметры утвержденного процессингового центра, вытекающих из него систем, приобретаемых модулей, устройств, с помощью которых были бы детализированы их функциональные описания, структура и т. д.
В отдельном случае, с целью эффективного применения специального преступного механизма, в другой стране, в частности, в Чешской Республике, была основана компания «Б...Е…», созвучная названию действующего в РФ ООО «Б…», но не имеющая к последнему никакого отношения, с целью создания иллюзии, что она является дочерней компанией вышеупомянутого ООО основного партнера, и введения банка в заблуждение.
Более того, чтобы завоевать доверие руководства банка, К. Х. составил поддельное письмо на русском языке, подписанное генеральным директором основного партнера ООО, действующего в РФ, и заверенное печатью Общества, о том, что компания, основанная в Чехии, является субподрядчиком их компании, и ряд технических, консультационных и имплементационных задач, в соответствии с существующими договорами, будут делегированы указанной компании.
Кроме того, с целью сокрытия и искажения преступного происхождения суммы в размере 333.250 долларов США, эквивалентных 160.489.445 драмам РА, похищенной поддельными договорами, заключенными с зарегистрированной в Чехии компанией «Б...E...», их местонахождения, способа распоряжения, передвижения, принадлежности, а также характера связанных с ними прав, по указанию К. Х. перечисленная сумма была обналичена по частям, частично переведена на расчетный счет К. Х., открытый в другом чешском банке, указав ложную цель перевода как «местный платеж».
Часть суммы была переведена на расчетный счет лица, работавшего водителем в банке, открытый в другом банке, действующем в Армении, и для искажения преступного происхождения суммы в качестве ложной цели перевода был указан “кредит”.
На основании полученных фактов в отношении К. Х. было возбуждено публичное уголовное преследование по пункту 1 части 3 статьи 178 (3 эпизода) (соответствует пункту 3 части 3 статьи 255 действующего Уголовного кодекса РА), пункту 1 части 3 статьи 190 (1 эпизод) (соответствует пункту 3 части 3 статьи 296 действующего Уголовного кодекса РА), части 2 статьи 214 (соответствует части 2 статьи 277 действующего Уголовного кодекса РА), части 2 статьи 325 (3 эпизода) (соответствует части 2 статьи 457 действующего Уголовного кодекса РА). Было предъявлено обвинение, и в отношении обвиняемого в качестве меры пресечения был избран арест, который впоследствии был изменен на залог в размере 6.100.000 драмов РА.
Уголовное преследование было также возбуждено в отношении директора ООО «Л…Г…», вовлеченного в преступных сделках – Н.С., директора компании, зарегистрированной в Чехии – Я. Д., директора ООО «А…», действующего в РФ – В. В., а также одного лица из РА, проживающего за рубежом, и другого лица, являющегося гражданином РФ.
Предварительное следствие по выделенной части в отношении К. Х. и Н. С. завершено, и уголовное производство с обвинительным заключением направлено надзирающему прокурору с ходатайством о направлении в суд.
Для обеспечения возмещения ущерба, причиненного предполагаемым преступлением, в отношении денежных средств, движимого и недвижимого имущества виновных К.Х. и Н.С. был наложен запрет.
В отношении остальных четырех из вышеуказанных лиц в качестве меры пресечения был избран арест, и они были объявлены в розыск.
Предварительное следствие по их части продолжается.