Установлены существенные обстоятельства потери высоты Арега и города Шуши в ходе 44-дневной войны: дело о высокопоставленном офицере направлено в суд
В Управлении по расследованию особо важных дел Главного военного следственного управления Следственного комитета РА завершено предварительное следствие уголовного производства по случаям предполагаемого совершения высокопоставленным офицером особо тяжких и средней тяжести преступлений против установленного порядка военной службы во время 44-дневной Арцахской войны 2020 года.
В результате крупномасштабного расследования, проведенного руководителем и следователями следственной группы, детально восстановлены все действия своих подразделений, осуществленные в направлении организации обороны высоты «Арега», имеющей важное стратегическое значение, а также города Шуши, подробные данные о которых, полученные в ходе предварительного следствия, имеют важное значение для объективного выявления обстоятельств 44-дневной Арцахской войны и потерь.
В ходе предварительного следствия были проведены крупномасштабные допросы, в том числе очные ставки, которые проводились с перерывами в течение нескольких дней, были изъяты и подвергнуты осмотру все документы, представляющие интерес для следствия, карты ведения боевых действий, видеозаписи, проведены крупномасштабные следственные и процессуальные действия.
Следствием было обосновано, что в первые дни агрессивной войны, развязанной против Арцаха военно-политическим руководством Азербайджана, 28 сентября 2020 года, высота «Арега», являющаяся стратегически важным командным наблюдательным пунктом, перешла под контроль Вооруженных Сил Азербайджана.
29 сентября, в пределах 07:00, своими подразделениями была предпринята контратака, в результате которой удалось уничтожить бронетехнику противника, основную часть живой силы противника на указанной высоте – несколько десятков военнослужащих, в качестве трофея были взяты два бронетранспортера и в тот же день, в 09:50 часов, ценой жертв и раненых своим подразделениям удалось взять под контроль высоту «Арега».
В тот же день, в пределах 16:00, высокопоставленный офицер в середине высоты «Арега» встретился с заместителями командира воинской части, руководившей операцией контратаки, руководителем подразделения, вовлеченного в операцию, и узнал, что высота «Арега», прилегающие боевые позиции, дорога тылового обеспечения противника находятся под контролем своих подразделений. Затем последний, не имея распоряжения или приказа о посещении места, указанного его начальником, и выполнении каких-либо боевых задач в этом месте, а также полномочий на их выполнение, не будучи наделенным полномочиями отдавать приказы персоналу своих подразделений, включенных в операцию контратаки, безосновательно приказал офицеру, фактически руководившему операцией, вместе с подчиненным личным составом покинуть освобожденную высоту «Арега» и отступить. Последний отказался выполнять приказ, мотивируя это тем, что высота «Арега» уже находится под контролем своих подразделений, они занимают доминирующее положение. Высокопоставленный офицер вновь потребовал выполнить его приказ, связался с командиром воинской части, предпринявшей контратаку, и, используя свой авторитет, тот факт, что он ранее был его непосредственным начальником, настоял и потребовал незамедлительно выполнить его приказ, добавив, что он приехал «из глубины обороны», он лучше владеет ситуацией.
Командир воинской части поручил подчиненному личному составу выполнить приказ высокопоставленного офицера и отступить с освобожденной высоты, в результате чего противник продвинулся вперед без сопротивления и в тот же день, по состоянию 23:00, взял под контроль высоту «Арега», прилегающие боевые позиции, заняв доминирующее положение. В дальнейшем, 3 и 5 октября 2020 года, контратаки, осуществленные своими подразделениями с целью отвоевания высоты «Арега», провалились, в ходе которых свои подразделения понесли потери и ранения.
Следствием также было обосновано, что 27 октября 2020 года подразделениям противника удалось захватить село Аветараноц Аскеранского района Республики Арцах, после чего в письменном документе, составленном в тот же день высокопоставленным офицером, было отмечено, что целью подразделений противника является овладение населенным пунктом Шуши.
29 октября, в пределах 06:00, противнику удалось полностью овладеть населенным пунктом Сгнах и развить продвижение в направлении населенных пунктов Карин Так-Шуши, информация о котором была доложена высокопоставленному офицеру.
30 октября высокопоставленный офицер издал боевое распоряжение, которым одному из своих подразделений было поручено с 31 октября с целью предотвращения продвижения противника в направлении населенного пункта Карин Так взять на себя оборону в 4 километрах к югу и 2 километрах к юго-востоку от Карин Так. По тому же распоряжению было зафиксировано, что на правой стороне этой линии обороны свои подразделения не размещены.
31 октября, в период с 06:00 до 07:00, до занятия оборонительной линии было установлено, что данная линия уже перешла под контроль противника, о чем было доложено высокопоставленному офицеру, являющемуся вышестоящим командиром. В результате оборонительная линия повторно была сокращена, было доложено, что правая часть и за ними войска не размещены, в условиях чего противник легко может подойти через этот участок к автотрассе Шуши-Лисагор.
Имея всю указанную информацию, М. А. не поручил разместить войска на указанных участках, в результате чего противник, используя благоприятное обстоятельство неохраняемого участка линии, 2 ноября 2020 года, в полдень, обогнал свои войска с правого крыла и продвинулся на межпространство города Шуши и населенного пункта Лисагор, о чем также было доложено вышестоящему высокопоставленному офицеру.
В условиях отсутствия организации соразмерной обороны для противостояния на участке трассы, 4 ноября, с 02:00 до 04:00, группам противника удалось пересечь трассу Шуши-Лисагор, перейти в направлении ущелий и высот участка «Источник Исаака», накопить силы и продвинуться в сторону города Шуши.
При этом предварительным следствием было установлено, что для организации необходимой обороны на правом участке стартовой линии, занимаемой своим подразделением 31 октября, а также на участке автомагистрали Шуши-Лисагор, высокопоставленный офицер еще с 30-31 октября имел возможность применить 4 подразделения, состоящие в общей сложности из 550 военнослужащих, которые в данный период не были вовлечены в выполнение боевых задач как в Шуши, так и в каком-либо другом направлении.
Не оценив сложившуюся ситуацию правильно, высокопоставленный офицер не предпринял необходимых шагов для получения дополнительных сил и средств, оборонительную операцию Шуши организовал немногочисленными силами подразделений регулярной армии, а в некоторых случаях и несвоевременным применением подразделений, а также силами ополчения. Между тем, в результате принятия соответствующих мер в тот же период в оборонительной операции Шуши могли быть применены боеспособные подразделения регулярной армии, состоящие из около 600 военнослужащих, а также другие подразделения, созданные из призывных военнослужащих из мобилизационного ресурса.
Кроме того, до 6 ноября 2020 года включительно высокопоставленный офицер письменно доложил вышестоящему, что продолжает выполнять задачу, в том числе в направлении города Шуши, представил ситуацию сложной, но контролируемой, и это в условиях, когда вечером 5 ноября группам противника удалось проникнуть в город Шуши.
В ходе организации оборонительной операции города Шуши и прилегающих районов высокопоставленный офицер не обеспечил эффективное использование боевых возможностей войск и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки, не контролировал выполнение поставленных задач и не оказывал необходимой помощи, нарушил принцип единоличного руководства войсками, не обеспечил стабильность, непрерывность, оперативность применения войск, гармоничное и полноценное командование, по его решению подразделения были вовлечены в оборонительную операцию несвоевременно, в результате таких действий подразделения противника, развивая продвижение, вечером 5 ноября с перекрестка заправки на автодороге Шуши-Степанакерт проникли в город Шуши, с 7 ноября полностью овладев Шуши и его окрестностями, а свои подразделения понесли потери в результате несвоевременного применения.
За совершение вышеуказанных преступных деяний в отношении офицера высшего офицерского состава, носящего воинское звание генерал-лейтенант, возбуждено публичное уголовное преследование по части 4 статьи 375 и части 3 статьи 376 Уголовного кодекса РА, принятого 18 апреля 2003 года. В отношении последнего в качестве меры пресечения применен арест.
Предварительное следствие завершено, надзирающий прокурор утвердил обвинительное заключение и дело направлено в суд для рассмотрения по существу.