Հարցազրույցներ
15.04.16, 12:55

От обмена информацией до методики следственных действий

От обмена информацией до методики следственных действий

 

На вопросы корр. "ГА" ответил председатель Следственного комитета РА Агван ОВСЕПЯН

- Г-н Овсепян, сегодня в центре внимания всего общества агрессия Азербайджана против Арцаха. Как вы квалифицируете вандализм азербайджанских вооруженных сил в отношении мирного населения НКР? 

- Генпрокуратура НКР выступила с заявлением, в котором квалифицировала происходящее как военные преступления. Возбужден целый ряд уголовных дел по фактам военных преступлений, а также преступлений, направленных против человечества, - агрессивная война. Ведется всестороннее расследование. Факты нарушений азербайджанскими военными норм международного права неоспоримы. Не стану развивать далее эту тему. Всему свое время.

- Агван Гарникович, до обострения ситуации в Арцахе вы побывали в США с визитом, что привлекло живейшее внимание правовой (и не только) общественности Армении. Какие вопросы обсуждались с американскими коллегами, в частности, с директором Федерального бюро расследований Джеймсом Коми?

- Сотрудничество между Арменией и США включает различные сферы, и в ходе данной поездки была сделана, пожалуй, первая попытка придать системный характер взаимодействию следственных органов двух стран. Борьба с преступностью требует более активных контактов, оперативного обмена информаций не только на уровне межгосударственных структур, но и между правоохранительными органами. В сегодняшней действительности некоторые виды преступлений не знают границ. К примеру, злоумышленник, находясь в европейской стране, может по интернету осуществить хищение денег в любой другой точке планеты, и поэтому необходимо разработать действенные механизмы взаимодействия правоохранителей, чтобы эффективнее бороться с преступностью. У нас уже есть подобный опыт реального сотрудничества с правоохранительными органами США, основанный на проявлении доброй воли обеих сторон. Теперь стоит задача развивать дальнейшие контакты. В США существует большая армянская диаспора и, соответственно, правоохранители не могут оставаться в роли стороннего наблюдателя. Мы обсудили широкий круг вопросов с директором ФБР Джеймсом Коми - от обмена информацией в борьбе с коррупцией до методики следственных действий и переподготовки кадров.

- В официальном сообщении отмечалось, что в этой вашей встрече содержалось предупреждение о том, что подозреваемый или преступник не сможет избежать уголовного преследования, спрятавшись в США или Армении. Кому адресован данный мессидж?

- Встреча была важной для обеих сторон. Не секрет, что порой наши соотечественники, совершив в США уголовно наказуемое деяние, пытаются укрыться в Армении. Или некоторые наши хитроумные граждане приобретают различное оборудование в США и пытаются сбагрить его государственным органам по круто завышенной цене, тем самым расхищая бюджетные средства. Есть конкретные примеры, основанные на предположении, что правоохранителям Армении будет сложно раздобыть соответствующие счет-фактуры на продукцию, где указана истинная цена. В результате сотрудничества с ФБР недавно было выявлено и доказано хищение около $0,5 млн госсредств. По нашей просьбе американские коллеги предоставили нам оригиналы документов, которые и обосновали факт фальсификаций, после чего уголовное дело поступило в суд.

Был еще такой случай. Гражданин РА убил в США подругу и попытался скрыться в Армении. Его обнаружили и судили за преступление в суде общей юрисдикции Лори. Необходимо расширять сотрудничество и добиться того, чтобы правонарушители убедились в неотвратимости наказания.

- Г-н Овсепян, было заявлено, что достигнута договоренность о содействии нам американской стороны в проведении некоторых экспертиз. Они будут осуществляться в США?

- В ходе рабочего визита я побывал в Академии ФБР и лабораториях, ознакомился с учебными программами, техническими возможностями ряда подразделений. Лаборатории оснащены современным оборудованием, которое позволяет в краткий срок дать ответы на интересующие следствие вопросы. У нас сроки проведения экспертиз - больное место. Конечно, в последние годы проведена большая работа по переоснащению центров экспертиз. Тем не менее порой приходится ждать результатов месяцами, а в некоторых случаях заключения бывают неоднозначными. Во время визита мы договорились с коллегами о том, что они окажут помощь в отдельных случаях. Кроме того, наши следователи, другие специалисты получат возможность повышать квалификацию как в Вашингтоне, так и Ереване, проходя курсы и участвуя в семинарах. Правовые системы Армении и США во многом разнятся, но обмен информацией по вопросам методики следствия, тактических нюансов весьма полезен, и об этом тоже достигнута договоренность.

- Сегодня много говорят о сверхперегруженности следователей, что не может не сказаться на качестве следствия...

- Вы затронули важную тему. Следственный комитет за год своего существования проделал значительную работу с целью обеспечения независимости и самостоятельности следствия. Сегодня следователи действительно крайне перегружены - порядка 66 дел на каждого. Для сравнения: в России это число составляет 36, а в Грузии - 5. Сверхзагруженность, естественно, отражается на качестве работы. Мы разработали комплексную программу и работаем в нескольких направлениях для снижения нагрузки. Это и пополнение аппарата профессиональными кадрами, и совершенствование организации следственной работы, в частности, посредством внедрения новых возможностей науки и техники, работа по предотвращению преступности. Разработана и утверждена стратегия реформ на 2015-2016гг. в Следственном комитете, одной из важнейших программ которой является создание механизмов оперативного получения информации из базы данных различных ведомств, проведение работ, направленных на экономию человеческих и материальных ресурсов в сфере уголовного судопроизводства и их более целевое использование. Одновременно реализуются различные программы переподготовки.

- Тем не менее количество оправдательных приговоров увеличилось...

- Это свидетельствует о становлении правосудия в Армении на состязательной основе. Сегодня в 2-3 раза выросло количество уголовных дел, по которым следственный орган на стадии предварительного следствия прекращает уголовное преследование. Постепенно следователи освобождаются от довлеющего над ними комплекса "обвинительных" доказательств, что позволяет обеспечить многостороннее следствие. Следователь не должен быть скован добытыми в ходе предварительного следствия доказательствами и  бояться выявления оправдывающих обвиняемого доказательств, поскольку может породить сомнения в возможных злоупотреблениях. Надо признаться, что такие опасения сегодня имеются. Избавление от подобных комплексов поможет решить многие вопросы. Карательный подход не должен становиться самоцелью. Ни один невинный человек не должен быть осужден, вместе с тем нельзя допускать, чтобы преступники избегали уголовного преследования. Конечно, нельзя полностью исключать следственные ошибки. Поэтому мною дано указание периодически обобщать суть оправдательных приговоров, выделять виды следственных ошибок, анализировать происходящее и ориентировать, информировать обо всем этом подразделения Следственного комитета.